Строительство Брестской крепости и ее модернизация 1830-1915 гг.

На месте нынешней Брестской крепости надбужскими славянами в далёкой древности было основано поселение Берестье. Впервые о нём упоминается в 1019 г. в «Повести временных лет».

В течение многовековой истории город не раз становился предметом раздора между киевскими, туровскими, галицкими, волынскими, литовскими князьями и польскими королями. Земли Берестья много раз переходили из рук в руки, входили в состав разных государств. Поэтому менялось название города: Берестье, Брест-Литовск, Брест-над-Бугом, Брест.

Генерал Опперман Карл Иванович (1765-1831) – один из авторов проекта Брест-Литовской крепости. 19 в. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. (1-й – 1772 г., 2-й – 1793 г.) Брест-Литовск вошёл в состав Российской империи. Возникла необходимость укрепления новых рубежей России, для чего предполагалось возвести ряд крепостей вдоль западной границы.

В 1830 г. был утверждён план строительства Брест-Литовской крепости, который разработали военные инженеры: генералы К.И.Опперман и Н.М.Малецкий, полковник А.И.Фельдман.

Генерал Ден Иван Иванович (1786-1859).В соответствии с этим планом, крепость планировалось построить на месте старого города Брест-Литовска. В связи с чем, старинные постройки города были снесены (за исключением некоторых культовых строений – монастырей и церквей, которые были приспособлены для нужд крепостного гарнизона). Новый город Брест-Литовск был выстроен на расстоянии 1,5-2 км от крепостной ограды.

Общее руководство строительством крепости осуществлял генерал-майор инженерных войск, начальник штаба Западного инженерного округа И.И.Ден.

Высшее наблюдение за строительством было возложено на генерал-фельдмаршала князя И.Ф.Паскевича.

В 1833 г. начались земляные работы. 1 июня 1836 г. в основание Цитадели крепости была произведена закладка первого камня, замурована памятная закладная доска и шкатулка с монетами. 26 апреля 1842 г. Брест-Литовская крепость вступила в число действующих крепостей I класса Российской империи.

Бронзовая доска, заложенная в фундамент казармы Цитадели 1 июня 1836 г. Найдена в районе Брестских ворот в 1953 г.Крепость состояла из Цитадели и трех обширных укреплений, образующих главную крепостную ограду и прикрывающих Цитадель со всех сторон: Волынского (с юга), Тереспольского (с запада), Кобринского (с востока и севера). 
С внешней стороны крепость была защищена бастионным фронтом – крепостной оградой (земляной вал с кирпичными казематами внутри) 10-метровой высоты, протяженностью 6,4 км и обводным каналом, заполненным водой. Общая площадь крепости 4 км2 (400 гектаров).          

Цитадель представляла собой естественный остров, по всему периметру которого была построена сомкнутая двухэтажная оборонительная казарма протяжённостью 1,8 км. Толщина наружных стен достигала 2-х м, внутренних – до 1,5 м. Казарма состояла из 500 казематов, в которых могло разместиться до 12 тысяч воинов с боеприпасами и продовольствием.

Генеральный план Брест-Литовской крепости. 1847 г.Цитадель соединялась с другими укреплениями с помощью мостов и ворот: Брестских, Холмских, Тереспольских и Бригидских. За пределы крепости выводили Южные (Николаевские), Восточные (Михайловские), Северные (Александровские), Северо-Западные (Графский проезд) ворота и Варшавский проезд.

В 1851-1876 гг. в Цитадели была построена православная Свято-Николаевская церковь по проекту академика  Российской Академии художеств  архитектора Д.И. Гримма.

Кобринское укрепление состояло из 4-х бастионных фронтов с тремя равелинами (I, II, III, IV, V бастион и I, II, III равелин) и тремя казематированными редюитами в I, III, IV бастионах.

Волынское укрепление состояло из 2-х бастионных фронтов с двумя равелинами (VI, VII, VIII бастион и IV, V равелин), с казематированным редюитом в VIII бастионе.

Тереспольское укрепление состояло из 4-х земляных люнетов, соединённых общим рвом. Во II и III люнетах были казематированные редюиты. За люнетами было расположено предмостное укрепление (IX и X бастионы).

Тереспольские ворота. Фото 1911 г.Во второй половине XIX в. в целях противодействия обхода крепости противником и затруднения её блокирования стали создавать отдельные мощные оборонительные укрепления – форты.

В 1864 г. началась реконструкция крепости по плану, разработанному известным русским фортификатором генерал-адъютантом Э.И.Тотлебеном. Согласно этому плану, Брестскую крепость планировалось превратить в крепость фортового типа. Непосредственно в крепости были проведены работы по утолщению главного вала, приведены в порядок редюиты, на Кобринском укреплении построены два редута («Тотлебеновские») – позади двух бастионов Кобринского укрепления. Строились казематированные артиллерийские батареи, капониры, дополнительные пороховые погреба.

Строительство фортов началось в 1869 г. с постройки форта «Граф Берг» в километре к северо-западу от крепости с целью контроля над участком железной дороги Варшава-Москва и железнодорожным мостом через реку Буг.

18 ноября 1878 г. был утверждён план, по которому предполагалось строить форты на расстоянии 3-4 км друг от друга и на таком же расстоянии от главной ограды крепости. На протяжении 10 лет шло строительство 9 фортов первой линии. Каждый получил номерное обозначение. В каждом из фортов можно было разместить до 250 солдат и 20 орудий. Протяжённость оборонительной линии достигла 30 км.

Учебная команда Брест-Литовской крепостной артиллерии. Фото 1911-1912 гг. Дальнейшее развитие артиллерии, в частности, появление фугасных снарядов в середине 80-х гг. XIX в., дало толчок новому переустройству крепостных сооружений. Город Брест-Литовск и крепость к тому времени по-прежнему являлись для русской армии важными стратегическими пунктами с развитой сетью железных дорог, отходящих на Гродно, Варшаву, Холм, Киев, Москву.

С 1909 г. приступили к разработке проекта усиления Брест-Литовской крепости. В 1912 г. Комитет Генерального штаба утвердил план переустройства, согласно которому обвод крепости увеличивался до 45 км. Новую линию фортов предполагалось возвести в 6-7 км от центра крепости. Новые форты имели литерное обозначение: от литеры «А» до литеры «О». К работам приступили только в 1913 г. В модернизации крепости принимали участие генерал-лейтенант Н.А.Буйницкий, военные инженеры И.О.Белинский, Б.Р.Добошинский,  Д.М. Карбышев и др.

Штабс-капитан Белинский Иван Осипович (1876-1976). С 1907 по 1913 гг. - подполковник, старший производитель работ Брест-Литовского крепостного Инженерного управления. Фото 1906 г.Инженер-капитан Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945). В 1914 г. - старший производитель работ Брест-Литовского крепостного Инженерного управления. Фото 1914 г. Полковник Лагорио Георгий Иосифович (1867-1938). В 1912 - 1915 гг. - помощник начальника инженеров Брест-Литовской крепости. Фото 1916 г.

К концу 1914 г. на внешней линии крепостной обороны было: 14 фортов, 21 промежуточный опорный пункт, 5 оборонительных казарм, 7 пороховых погребов, 38 артиллерийских батарей.

Все фото материала в фотогалерее...